•  

    Перезарядка огнетушителей

     

        Наша компания оказывает услуги по перезарядке и ремонту первичных средств пожаротушения (далее – ПиРО) уже на протяжении нескольких десятков лет. За эти годы сотрудниками ООО «Сенсорс» накоплен большой опыт и приобретены компетенции в области обслуживания огнетушителей.
        Все приобретенные качества позволяют нам ознакомить читателя с особенностями оказания услуг по ПиРО.
        Нормативными документами, регламентирующими данный вид деятельности, являются:
        - документом, вменяющим в обязанность руководителя, проводить периодические ПиРО являются Правила противопожарного режима в Российской Федерации (пункт 60, далее - ППР);
        - ГОСТ Р 59641-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичные пожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность (далее - ГОСТ Р 59641-2021);
        - СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации (далее – СП9).
        Со стоимостью наших услуг на обслуживание огнетушителей вы можете ознакомиться, скачав лист цен (находится на странице сайта «Товары»), либо открыв карточку товара в категории «Огнетушители».

        1. Жизненный цикл огнетушителей.


        Срок эксплуатации огнетушителя указывается производителем в его паспорте. Если посмотреть в этот документ от самого распространенного в нашей стране изготовителя (ООО «Ярпожинвест», г. Ярославль), то там указано:
        - для порошковых огнетушителей – 10 лет (для баллона);
        - для углекислотных огнетушителей – 20 лет (для баллона).
        Срок службы начинается с момента введения в эксплуатацию. Огнетушитель считается введенным в эксплуатацию с момента его поставки и размещения на объекте защиты согласно требованиям нормативных документов и в соответствии с решением руководителя организации, присвоением номера и заведением карточки учета огнетушителя.
        Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки:
        - первоначальная;
        - ежеквартальная;
        - ежегодная;
        - осмотры, испытания;
        - перезарядку огнетушителей.
    Проверка огнетушителей    А) Перед вводом огнетушителя в эксплуатацию и в ходе периодических проверок лицом, ответственным за пожарную безопасность, огнетушитель должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой проводят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем.
        В ходе проведения внешнего осмотра контролируют:
        - отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;
        - состояние защитных и лакокрасочных покрытий;
        - наличие четкой и понятной инструкции;
        - состояние предохранительного устройства;
        - целостность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и значение давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;
        - массу огнетушителя, а также массу огнетушащего вещества (далее – ОТВ) в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем);
        - состояние гибкого шланга (при его наличии) и насадку огнетушителя (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);
        - состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя).
        Результат проверки заносят в карточку учета огнетушителя и в журнал проведения технического осмотра огнетушителей.
        Б) Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями. Периодические проверки осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте защиты.
        В) Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей в объеме пункта А.
        Г) Ежегодная проверка огнетушителей включает в себя внешний осмотр огнетушителей (в объеме пункта А). В процессе ежегодной проверки дополнительно контролируют значение утечки вытесняющего газа из газового баллона или ОТВ из газовых огнетушителей. С привлечением специализированной организации осуществляют выборочное вскрытие порошковых огнетушителей (не менее 3% от общего количества огнетушителей одной марки, но не менее 1 шт.) для оценки состояния фильтров, проверки основных эксплуатационных параметров огнетушащего порошка (внешний вид, наличие комков или посторонних предметов, сыпучесть при пересыпании рукой, возможность разрушения небольших комков до пылевидного состояния при их падении с высоты 20 см, содержание влаги и дисперсность). В случае, если хотя бы по одному из параметров порошок не удовлетворяет требованиям нормативной и технической документации, все огнетушители данной марки подлежат перезарядке.
        При повышенной пожарной опасности объекта (помещения категории А) или при постоянном воздействии на огнетушители таких неблагоприятных факторов, как близкая к предельному значению (по техническим данным на огнетушитель) положительная или отрицательная температура окружающей среды, влажность воздуха более 90% (при температуре 25 °C), коррозионно-активная среда, воздействие вибрации и т.д., проверку огнетушителей и контроль ОТВ следует проводить не реже одного раза в 6 мес.
        Если в ходе проверки обнаружено несоответствие какого-либо параметра огнетушителя требованиям нормативных документов, необходимо устранить причины выявленных отклонений параметров и при необходимости перезарядить огнетушитель.
        Д) Один раз в пять лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ, проведены внешний и внутренний осмотры, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, шланга, пускового и запорного устройств. В ходе проведения осмотра необходимо контролировать:
        - состояние внутренней поверхности корпуса огнетушителя (отсутствие вмятин или вздутий металла, отслаивание защитного покрытия);
        - отсутствие следов коррозии;
    - состояние прокладок, манжет или других видов уплотнений;
        - состояние предохранительных устройств, фильтров, приборов измерения давления, редукторов, вентилей, запорных устройств и их посадочных мест;
        - массу газового баллончика, срок его очередного испытания или срок гарантийной эксплуатации газогенерирующего элемента;
        - состояние поверхности и узлов крепления шланга;
        - состояние, гарантийный срок хранения и значения основных параметров ОТВ;
        - состояние и герметичность контейнера для поверхностно-активного вещества или пенообразователя (для водных, воздушно-эмульсионных и воздушно-пенных огнетушителей с раздельным хранением воды и других компонентов заряда).
        В случае обнаружения механических повреждений или следов коррозии корпус и узлы огнетушителя должны быть подвергнуты испытанию на прочность досрочно.
        О проведенных проверках огнетушителей делают отметки в журналах.
        Е) Все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величина утечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение (ГОСТ Р 51057 или ГОСТ Р 51017), но не реже сроков, приведенных ниже:
        - огнетушащее вещество – вода с добавками – 1 раз в год;
        - огнетушащее вещество – пена – 1 раз в год;
        - огнетушащее вещество – порошок - раз в 5 лет;
        - огнетушащее вещество – углекислота - раз в 5 лет;
        - огнетушащее вещество – хладон - раз в 5 лет.
        О проведенном техническом обслуживании делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале.

    Перезарядка огнетушителей    2. Экономика зарядки огнетушителей.


        Автор настоящей статьи уже очень давно руководит компанией, оказывающей услуги по перезарядке огнетушителей, и не перестает удивляться людям, занимающимися процессом нормотворчества в нашей стране (особенно в последние годы), касающегося вопросов пожарной безопасности.
        С одной стороны этих людей можно понять – нормативный документ должен охватывать все вопросы своей темы. Вроде бы все правильно и хорошо, другая сторона вопроса – бывает, что при выполнении всех требований теряется экономический смысл в оказании данного вида услуг. Если нет смысла, то отрасль приходит в упадок, т.к. компании сворачивают данный вид деятельности. Нормативный документ получается мертворожденным, бесполезным, ввиду того, что вид деятельности, которому он посвящен, перестает быть. Иной раз у автора закрадываются мысли, что разработчики нормативных документов живут в какой-то другой реальности, идеальной (где деньги растут на деревьях, например), но далекой от нашей настоящей жизни. С одной стороны - пусть живут, с другой, они своим творчеством переводят остальное население в разряд преступивших закон по причине того, что их идеальные требования не укладываются в реалии бытия. Издержки, связанные с исполнением требований нормативных документов, бывают непосильными в экономическом плане для большинства компаний.
        Итак, обосновываю, то, что я написал выше, на примере нормативных документов, связанных с перезарядкой первичных средств пожаротушения. Традиционно стоимость перезарядки огнетушителя составляет, примерно, 50% от нового. Берем огнетушитель ОП-4 - стоимость нового 800 руб., его перезарядка 400 руб. В месяц наша компания перезаряжает, в среднем, 500 штук огнетушителей различных марок. Для простоты расчета используем стоимость перезарядки ОП-4. Общее поступление финансовых средств составит 200000 рублей. Сотрудников, которые занимаются непосредственно выполнением работ у нас 2 человека. Их заработная плата составляет 70000 руб. С учетом налогов фонд оплаты труда составит 105000 рублей, затраты на содержание помещения и коммунальные услуги 20000 рублей. Итого прибыль компании составляет: 166667 (за вычетом НДС) руб. – 105000 руб. – 20000 руб. = 41667 руб. Вроде бы прибыль есть, но тут еще надо учесть расходы компании на спецодежду, защитные средства, обучение сотрудников, оплату услуг бухгалтера и проч. Итог – рентабельность на грани. И выше поднимать стоимость перезарядки нет смысла, т.к. огнетушители нам привозят спустя 5 лет после их ввода в эксплуатацию. Процентов 40 из них внешне в плохом состоянии (помяты, поцарапаны, местами бывают следы коррозии, потеряны шланги и проч.). Если мы поднимем цену еще выше, то большинство собственников примет решение о приобретении новых.
        Смотрим какие услуги мы оказываем за 400 рублей (мятые или со следами коррозии мы сразу отбраковываем):
        - разборка и сборка огнетушителя;
        - ревизия узлов огнетушителя;
        - замена ОТВ - не более 10% от нормативного (в том случае, если количество некондиционного или отсутствующего огнетушащего порошка превышает 10% от нормативного, то его замена оплачивается дополнительно);
        - замена ГГУ, БВТ;
        - зарядка БВТ;
        - замена этикетки;
        - установка пломбы.
        За отдельную плату меняем шланги, красим, заменяем ОТВ и различные запчасти. Перед проведением работ по ремонту, согласовываем окончательную стоимость с заказчиком.
        Продолжаем обсуждать экономику зарядки огнетушителей в свете требований ГОСТ Р 59641-2021 и СП9 (далее цитаты из нормативных документов и к ним пояснения автора):
        - «все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения….». Считаем стоимость: зарядка 400 руб. + 4 кг. огнетушащего вещества *89 руб. = 756 руб. Разница между новым 44 рубля – логики в перезарядке нет. В отношении порошковых огнетушителей это требование можно вычеркивать из нормативных документов, или написать, что все порошковые огнетушители малого объема (до 10 кг) одноразовые;
        - «при перезарядке корпуса огнетушителей низкого или высокого давления подвергают испытанию гидростатическим пробным испытательным давлением…». Как я писал выше – поврежденные корпуса мы сразу отбраковываем. Производитель огнетушителя, в частности ООО «Ярпожинвест», в своем документе «Баллоны стальные сварные, малого, среднего и большого объема. Обоснование безопасности» указывает (п.3.3.): «Долговечность баллона определяется расчетным сроком службы, являющейся паспортной характеристикой, в течении которого обеспечивается его работоспособность. Срок службы составляет 10 лет». Зачем в нормах тогда написано про испытание корпуса, если производитель гарантирует прочность корпуса на весь срок его эксплуатации. Да, согласен, испытание гидростатическим давлением безопаснее, но порошок очень не любит влагу (комкуется). Далее правильно написано о необходимости просушки баллона, но если посчитать временные затраты на испытания и на его просушку, то объем перезаряжаемых огнетушителей в месяц упадет до значения минус 50% (как минимум) и это выводит всю экономику перезарядки огнетушителей в отрицательное значение. Мы в своей деятельности проверяем корпус порошкового огнетушителя пневматическим давлением (предварительно поместив огнетушитель в закрытую камеру), т.е. сначала закачиваем в корпус 20 атм. (+25% от нормативного), ждем 10 минут, а затем стравливаем до паспортного значения;
        - смотрим дальше, приложение 6 «Перечень документов, необходимых при приемке огнетушителей на техобслуживание». «Замечательная» такая писанина, напроч оторванная от реальной жизни. В тексте приложения указано, что при приемке огнетушителей на пункт технического обслуживания нужно проверить наличие необходимой технической документации:
            - сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности, действующий на дату выпуска;
            - руководство по эксплуатации;
            - руководство по техническому обслуживанию и перезарядке;
            - каталог деталей и сборочных единиц.
        Следуя логике составителей ГОСТа, при отсутствии хотя бы одного из выше перечисленных документов, мы должны отказать в заказчику в приемке огнетушителя на перезарядку. Понять необходимость в руководстве по эксплуатации еще можно, т.к., как правило, оно одновременно является еще и паспортом, где мы делаем отметку о перезарядке. Даже сертификат соответствия тоже нужная вещь, но все остальное, особенно, каталог деталей и сборочных единиц, за гранью здравого смысла. Надо у самих разработчиков ГОСТа спросить о наличии этих всех документов для огнетушителей их собственных автомобилей. Следуя требованиям нормативного документа мы вынуждены будем отказывать в приеме на перезарядку 99% заказчиков;
        - продолжаем анализ ГОСТа. Приложение В «Последовательность выполнения операций при техобслуживании огнетушителей». В этом документе разработчики превзошли сами себя, если предположить, что реальностей много, то они, наверное, живут не в ближней с нами, а где-то за несколько сотен измерений от нас. В нормативном документе весь процесс технического обслуживания огнетушителей разложен на 10 этапов (выделено 9 участков (приемки, дефектовки, испытания и проч.) и ОТК). Если рассматривать с точки зрения трудовых ресурсов, то для оказания полного комплекса услуг потребуется, как минимум, 10 человек (по одному человеку на каждый участок). Наша компания уже несколько десятков лет оказывает услуги по перезарядке огнетушителей. Весь этот многолетний опыт и постоянные заказчики позволили выйти на объем, в среднем, 500 огнетушителей в месяц на 2-х работников. Для обеспечения фондом оплаты труда 10-ти человек потребуется постоянный объем огнетушителей в 2500 штук в месяц. Мы находимся в городе Перми, где проживает миллион жителей. На весь город мне известны 5-6 компаний-конкурентов, которые добросовестно оказывают услуги по перезарядке огнетушителей, а не просто наклеивают этикетки на них. Итого выходим на те же 2500-3000 огнетушителей в месяц, которые необходимы для того, чтобы содержать штат сотрудников, по количеству удовлетворяющих требованиям ГОСТа. Это на целый миллионный город. У нас таких городов (свыше миллиона) 20 шт. А что делать в остальных регионах и городах? И это я еще не считал площадь помещений, необходимых, чтобы на них разместить 9 участков. Сейчас помещения зарядной станции у нас занимают 80 квадратных метров. Даже если на каждый участок выделить всего по 20 м2, то получается, как минимум, 180 м2, а эту площадь еще нужно оплачивать, освещать, отапливать, убирать и проч.
        Читая требования ГОСТа убеждаешься, что его разработчики живут не только в другой реальности, но и в другом времени, по моим ощущениям – позднего Советского Союза. Если смотреть с этой точки зрения, то все получается. У нас в городе тогда существовала одна организация (ВДПО), которая оказывала услуги по перезарядке огнетушителей, денег никто не считал, все было государственное и финансовые средства перекладывались из одного кармана в другой.
        Всестороннее изучение нормативного документа приводит также к мысли, что целью его написания было покончить с таким видом деятельности, как обслуживание огнетушителей, вообще. Хотя может это и правильно. Проще каждые 5 лет покупать новый огнетушитель, а старый сдавать в металлолом.
        Все выше написанное хорошо укладывается в ментальность нашего Российского человека (не всех, но значительной части населения). Работая, по роду деятельности, на строящихся объектах очень часто видишь такую ситуацию, когда электрики, сантехники, вентиляционщики и проч., приходя на объект с уже законченной отделкой, начинают прокладывать свои коммуникации и оставляют после себя следы кирпича от сверления стен, мусор, ломают мешающие им конструкции. На вопрос о том, кто будет это все убирать и восстанавливать, получаешь ответ, что это не их обязанность. В полной мере это касается и разработчиков нормативных документов, которые действуя в рамках своих должностных обязанностей и директив руководства, что-то делают, отрабатывая свое денежное содержание, но результат их труда такой же, как и у нерадивых электриков, сантехников – вроде бы построен новый объект, но стены все в пятнах, во многих местах присутствуют следы повреждений, горы мусора на полу, остатки неиспользованных материалов, одним словом, использовать по назначению имущество невозможно.
        Сейчас много говорят о снижении нагрузки на бизнес (налоговой, административной и проч.), но в большинстве своем это все остается только словами. Люди в коридорах власти, которые пришли на свои посты сразу после окончания учебных заведений, не понимают и не могут понимать реалии жизни простых людей и компаний, судят о них поверхностно, зачастую имея искаженное представление о текущей ситуации. Мой тезис о разных реальностях, в которых живут законодатели и все остальное население, с каждым годом находит все большее подтверждение.
        Автора постоянно посещает мысль, что после окончания учебного заведения каждого молодого специалиста необходимо отправлять в сферу реального производства (хотя бы лет на 5), чтобы он получил опыт и понимал, что дебет должен сходиться кредитом. Наследие Советского союза до сих пор влияет на умы большей части нашего населения, во времена, которого все было общее и одновременно ничье. Люди все еще думают, что финансовые средства зарождаются где-то в недрах государства или иной другой структуры, а вникать и понимать, то, что доход должен быть больше расхода, они не хотят. Большинство различных законодательных документов, особенно в последние годы, прямое тому подтверждение.
        Как руководитель компании я вижу, что с новыми нормативными требованиями и ограничениями, создать новое предприятие становится все сложнее, если все делать по закону. Отсутствие внятных правил игры, масса различных (иной раз противоречивых) норм и законов от многочисленных ведомств и ветвей власти вредит развитию предпринимательства в нашей стране, оставляет лазейки для различного вида коррупции. Наверное, только у нас прижилось выражение – «докопаться можно и до столба», которое емко характеризует последствия всех этих законодательных инициатив. Удивительно, но как-то ведь просуществовала «Русская правда» с начала 11-го века и до 15-го. Люди пять столетий жили с ней, ничего не меняли, государство наше сформировалось в то время. Я, конечно, утрирую, и безусловно, жизнь в наше время стремительно меняется, но надо с осторожностью подходить к законотворческой деятельности, исповедуя главное правило врача – «не навреди», всесторонне оценивать перспективы введения того или иного нормативного документа.

        3. Заключение.


        В материале очень кратко освещены вопросы, связанные с техническим обслуживанием огнетушителей, затронуты вопросы, касающиеся нормативных документов. Да, работать сейчас не просто, но автор уверен, что все образуется и здравый смысл восторжествует, а обращение в нашу компанию позволит вам получить качественную услугу, отвечающую всем требованиям законодательства.